ХАПТАГАЙСКАЯ ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА I СТУПЕНИ (1920-1929)Большие изменения в области народного образования в Якутии произошли после свержения 15 декабря 1919 года колчаковской власти, когда был создан Якутский военно-революционный штаб Красной Армии
29.
Важным документом первого года Советской власти было «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое в качестве основы новой школы выдвигало идею всестороннего развития личности ученика.
9 марта 1920 года была упразднена духовная консистория, прекращена выплата содержания духовенству за счет казны, закрыты духовные училища, церковно-приходские школы превращены в советские
30.
9 сентября 1920 года губернский отдел народного образования выпустил специальную листовку об образовании единой трудовой школы, в которой говорилось
: «Настало время, когда все могут иметь право приобщаться к свету знаний, культуры, когда каждый, к какой бы национальности ни принадлежал, какую бы религию он ни исповедовал, будь то русский, поляк, еврей, якут, татарин, одинаково должен идти в новую свободную школу…»31.Единая трудовая школа состоит из двух ступеней:
1. Школа 1 ступени для детей от 8 до 15 лет включительно содержит семь возрастных групп учащихся и делится на два законченных концентра: 1-й, обнимающий первые четыре года обучения, и 2-й – три последних года образования.
2. Школа 2 ступени для лиц от 15 до 19 лет включительно содержит четыре возрастных группы учащихся.
Эти школы государственные, существование частных школ не допускается.
Этот исторический документ помог ликвидировать буржуазную систему народного образования в Якутской области. Принцип единой трудовой школы предусматривал тесную связь обучения с общественно полезным трудом, потому в 4-7 группах якутских школ 1 ступени было введено преподавание сельского хозяйства, также во всех классах – ручной труд.
В 1920-21 учебном году Екатерина Ивановна Сокольникова-Ларионова
вновь возвращается в Хаптагай, становится заведующей школой. В школе в том году обучалось 55 человек. Отменено преподавание закона божьего, введено совместное обучение мальчиков и девочек, организовано детское самоуправление, открыты мастерские. Учительницей была русская Малышева Дарья Ильинична, которая работала с 5-м классом. Учительница обучала 22 человека
32. Екатерина Ивановна была избрана делегатом 1Х чрезвычайного Всеякутского съезда Советов.
В мае 1921 года первой в улусе была создана хаптагайская комсомольская ячейка, организатором которой был
учитель Петр Никифоров.
В начале 1922 г. в Мегинском и Восточно-Кангаласском улусах появились отряды белобандитов
36, которые создавали штабы и заставы в Тыллыминцах, в родовой усадьбе якутского купца-миллионера Г.В. Никифорова, в Огдороне, в домах местного купца С.И.Егорова, и в Харыялахе. К концу февраля 1922 г. в руках мятежников оказались все восточные улусы Якутского округа, за исключением осажденной 2-й Амгинской волости и с. Павловска на правом берегу Лены.
Требовательный, знающий и любящий свое дело учитель пользовался большой популярностью, авторитетом среди населения. Он был человеком добрым, пунктуальным, степенным, любил родную природу, её красоту и богатство, был талантлив: умел отлично мастерить, прекрасно играть на музыкальном инструменте. Сильной, примечательной стороной педагогической деятельности Николая Николаевича является то, что широко образованный, грамотный русский учитель, хорошо владеющий якутским языком, умело применял на уроках сравнительный метод обучения, широко использовал наглядность, прекрасно разбираясь в психологии русских и якутских детей, к каждому ученику подходил индивидуально, дифференцированно. Стабильно добивался высокой и прочной успеваемости учащихся. Он не замыкался в рамках школы, принимал посильное участие в общественно-полезном труде. В 1925 году на 1-м Всеякутском учительском съезде в числе всех ветеранов педагогического труда, проработавших более четверти века, прозвучало его имя, и ему была объявлена благодарность.
В 3 группе занимались ученики из бывшего 3 комплекта. Ни дальность расстояния, ни экипировка учеников не останавливает, они все собираются без малейших опозданий, веселые и жизнерадостные. Занятия учитель проводит с 9 часов утра до 2-х часов дня.
Его бывший ученик по Хаптагайской школе, единственный из якутян член Советского комитета ветеранов войны Васильев Семен Николаевич, именем которого назван краеведческий музей Хаптагайского наслега, так вспоминает о тех суровых годах
: «Николай Николаевич был очень требовательным человеком… Не было учебников, тетрадей, карандашей. Под тетрадь приспосабливали старые церковные книги, чернила делали из соков брусники и голубицы…» Работая долгие годы учителем в Техтюрской начальной школе, делегат 1 съезда учителей республики Николай Николаевич Виноградов широко применял активные методы преподавания на уроках, прививая детям стремление к знаниям, хорошо организовывал внеклассную воспитательную работу, часто выступал с беседами перед местными жителями, стабильно добивался высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.
Н.Н. Виноградову за высокие показатели в учебно-воспитательной работе было присвоено звание «Заслуженный учитель школы ЯАССР», он награжден несколькими медалями, грамотами. Умер Н.Н. Виноградов в 1944 году.
В 1923-24 учебном году школа стала двухкомплектной. Всего обучалось 70 учащихся. Не хватало учебников и наглядных пособий. Например, во втором отделении было всего 6 учебников разных авторов и различного содержания
40.
В Хаптагайской школе отсутствовала мастерская, не было коллекций и гербариев, учебных и наглядных пособий, преобладал словесный метод обучения. Однако, творчески относясь к работе, увязывая преподавание основ наук с жизнью, общественно полезным трудом, изучением краеведения, учителя Хаптагайской школы добились неплохих результатов.
В 1924-25 учебном году в Хаптагайском наслеге открылся ликпункт. Он работал в двух местах: в Огдороне (33 слушателя) и Харыялахе (23 слушателя). Занимались и стар, и млад, мужчины и женщины – всего 56 человек. Весьма интересно, что в одном отделении занимались отец Роман и сын Афоня Ларионовы.
В 1927-1928 учебном году по заявлению 23 родителей об открытии 3-4 групп за счёт средств населения Президиум ЯОИК от 7 ноября 1927 г. постановил открыть и снабдить учебниками из средств ОИК
49.
Учащихся стало 60 человек: в I группе – 24, во II группе – 10, в III группе – 10, IV – 16 человек. В 3 – 4 группах работала Е.С. Федорова. В школе было 12 парт, 1 стол, 5 стульев, 2 шкафа и 1 классная доска. Все эти годы дети учились с большим интересом и желанием, хотя учиться им было трудно. Энтузиазм и творческая инициатива старших передавались молодому поколению. В школе ребята со всей ответственностью и серьёзностью относились к обязанностям членов учкома, товарищеского суда, санкомиссии и редколлегии. Школьники устраивали концерты и ставили спектакли в пользу постройки новой 4-групповой школы. Так, 7 января 1928 г., поставив спектакль, выручили 27 руб. 50 коп
50.
Начиная с 1925 г., в деревне стали широко создаваться летние школьные площадки, где дети могли проводить время, пока их матери-крестьянки были заняты в поле.
Летом 1926 г. совместно с Якутским обкомом комсомола дошкольный отдел организовал в 1 Хаптагайском наслеге в с. «Титтях» опытную детскую площадку.
Руководительницей была назначена Е. Добронравова. Она в своём отчёте пишет
: «Отдыхом охвачено 33 ребёнка от 3 до 8 лет из бедняков и середняков. Дети принимают своё участие в строительстве жизни, ведут ежедневное дежурство. Природа в дет-площадке занимала почти главное место. Пение проводилось каждый день. Рисование являлось одним из любимых занятий детей, лепка детям очень нравилась»51. Детплощадка эта функционировала с 5 июля по 12 сентября 1926 г. при заведовании Винокуровой. С 4 июня по 12 сентября 1927 года снова заработала детплощадка, руководила которой В.М. Хастаева. В этот раз открылись также детясли для детей от 1,5 до 3 лет, всего отдыхало 43 ребёнка
52.
Детплощадки показали неграмотным и малограмотным якутским женщинам, как надо воспитывать дошкольников. Матери впервые увидели культурное обслуживание малышей, ознакомились с рационом их питания. Дети получили впервые трудовые навыки, приучались к самоорганизации, порядку, коллективному и общественному, упражнялись в счёте. Строгий режим дня, калорийный рацион питания, солнце, воздух и вода – все это помогало укреплять здоровье детей.
Положительный опыт работы детплощадки в Хаптагае нашёл распространение в дошкольном воспитании в республике и является зарождением дошкольного воспитания в районе.Большой радостью было вступать в данный период в пионеры. Несмотря на тяжёлые последствия гражданской войны, школьная жизнь получила своё развитие: школа встала на позиции Советской власти, стала единой трудовой советской.
В годы восстановления народного хозяйства в Хаптагайском наслеге вопрос народного образования был центральным: на общих собраниях населения неоднократно обсуждался школьный вопрос. Было введено обучение на родном языке, сделаны первые успехи в политехнизации. Учителя стали носителями света, знания для детей и взрослых, активными проводниками политики партии. Мероприятия, проводимые учителями, комсомольцами и ревкомовцами, служили рычагами для коренной перестройки старых устоев жизни, способствовали побуждению политического самосознания трудящихся масс.